Задание С1 ЕГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения-рассуждения. Сочинение имеет довольно непростые в выполнении критерии, т.к. оно одновременно шаблонно и индивидуально. Шаблонность всех сочинений С1 проявляется в обязательном соблюдении структуры рассуждения, при нарушении которой можно потерять немало баллов, потому как, нарушая структуру, ученик нарушает еще как минимум 1 критерий, относящийся к нарушаемому пункту
шаблона. Рассмотрим данную структуру:
1. Вступление
2. Проблема
3. Комментарий
4. Авторская позиция
5. Своя позиция
6. 2 аргумента
7. Вывод
Итак, рассмотрим подробнее каждый абзац вашего сочинения.
Вступление.
Вступление приглашает проверяющего обсудить текст, который Вы проанализировали. Оно намекает на проблему, которая будет поставлена в следующем абзаце. При написании вступления надо говорить ёмко, но лаконично. Не следует писать больше 3-4 предложений, оптимальная же длина - два сложных или простых распространенных предложения, возможно осложненных распространенным определением или обстоятельством. Помните, что Ваш текст должен быть читабельным: не стоит делать из текста сразу делать новогоднюю ёлку, накладывая слишком большую смысловую нагрузку на одну законченную мысль.
Одно из оптимальных решений при написании вступления - начать текст с риторического вопроса, на который будете отвечать своим сочинением. Таким образом можно получить еще в начале сочинения баллы за выразительность речи.
Проблема.
Необходимо выделить одну главную проблему. Чаще всего тяжело сразу определить основную проблему исходного текста. Есть одна хитрость, благодаря которой проще всего сделать это: обычно автор наиболее четко формулирует её в начале или в конце текста.
Комментарий.
Очень многим тяжело даётся написание объективного комментария. Здесь не должно быть ни вашего, не авторского отношения к проблеме, т.к. они будут раскрыты позже. Комментарий являет собой не анализ, а некий пересказ исходного текста. Избегайте цитирования.
Авторская позиция.
Здесь всё очевидно: необходимо сказать, как автор отвечает на поставленный вопрос, как он относится к поставленной проблеме.
Своя позиция.
Необходимо развёрнуто высказать своё отношение к поставленной проблеме. Можно согласиться или не согласиться с авторской позицией - главное, чтобы Ваша позиция была грамотно аргументирована.
Аргументы.
Аргументации будет посвящена отдельная статья. Что хочу подчеркнуть сразу - старайтесь выбирать сильные аргументы: художественная, публицистическая, научная литература, официальные статистические данные, научные факты из различных областей знаний, например, биология, химия, физика, экология, история, право и т.д.
Вывод.
Вывод должен быть таким же лаконичным, как и вступление, и соответствовать ему по смыслу: заключение даёт ответ на изначально поставленный вопрос.
Задание.
Напишите проблему, комментарий и авторскую позицию данного текста.
В юности многие пишут стихи. Потребность выразить свои чувства именно стихами настигает внезапно, большей частью из-за влюблённости. Человек до этого и не читал стихов больше, чем положено в школе, да и те кое-как. И вдруг непреодолимая сила заставляет его складывать слова в рифму, в определённом размере. Словесная музыка овладевает им, звучит в нём, ищет выход. Он переходит в непривычное состояние, даже неудобное, начинает заниматься чем-то совершенно неподобающим. Так действует любовь. Это она рождает поэзию и поэтов.
Человек не в состоянии передать любовь обычными словами, самая красивая проза тут не справляется. В других странах и в другие времена пели романсы трубадуры - у нас слагают стихотворные послания в письменном виде, передают скомканные листки. Хочется передать свои чувства тому, кого любишь. Потребность эта мучительна, стихи ближе к музыке, в них ритм, мотив, они сходны с токованием глухаря.
Поэзия - потребность природы. Поэзия рождается из любви, она высшее проявление духовных сил всего живого, по крайней мере, так кажется, когда думаешь об этом таинственном явлении отдельно от всего окружающего, где человек остаётся ещё частицей природы, сохраняя в этом родство с ней.
Те первобытные силы, которые заставляют трубить оленей, у человека, обретшего речь, выражаются через стихи. Это ничуть не принижает поэзию. Но при чём тут неумелые, большей частью бездарные вирши школяров, студентов и прочих влюблённых? Да, это не поэзия, эти стихи не для других, они смешны, примитивны, они существуют лишь для автора и адресата, если автор решится передать их. Они не поэзия, однако они написаны поэтом. То лихорадочно-возвышенное состояние, которое заставляет писать стихи, есть состояние поэтическое, человек в этом состоянии истинный поэт... Величина дарования тут ни при чём: какие получились стихи, не важно - важно бескорыстное чувство, идущее из глубины души. Важно пропеть свою песню, для себя самого. Так и должны писаться стихи.
(По Д. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) - писатель, публицист.