В прошлом уроке я рассказала вам, чем отличается тон от полутона. Но как же всё это обозначается в нотной грамоте? Именно об этом и пойдёт речь в сегодняшнем уроке ;)

Итак, оказывается, любую ноту можно повысить или понизить на полтона! Для этого в музыкальной грамоте существуют специальные обозначения.

http://sd.uploads.ru/lo3ig.jpg

Повышение ноты на полтона обозначается знаком «диез» (см. рис.1), а понижение на полтона – знаком «бемоль» (см. рис.2). На рисунках я показала, как пишутся эти знаки.
Если же вы хотите отменить повышение или понижение ноты, то вам пригодится знак «бекар» (см. рис.3).

Рассмотрим на практике, как пользоваться этими символами. На рис. 4 я показала, как пишется диез рядом с каждой нотой. Обратите внимание, каждый знак должен писаться ПЕРЕД нотой, но никак не после неё! На рис. 5 я показала, как пишется бемоль рядом с каждой нотой. Тут вроде бы всё просто: каждый знак пишется на той линейке нотного стана, на которой находится нота, к которому она относится.

А сейчас перейдём к довольно сложному моменту. Как я говорила в прошлом уроке, не все расстояния между соседними белыми клавишами (т.е. основными нотами равны). Если вы были внимательны, ты вы помните, что есть такие пары нот (а именно «ми и фа» и «си и до»), расстояние между которыми равно всего 1 полутону, а не тону, как между другими соседними нотами! Так как же повысить, например, ноту «ми», если нота на полтона выше её уже является нотой «фа»? Ответ прост: «ми диез» и «фа» - это практически одна и та же нота! Т.е. располагаются на ф-но и звучат они одинаково, а вот называются по разному. Такое явление в музыке называется «энгармонизм», т.е. частичное равенство. То же самое происходит и с понижением с помощью бемоля («до бемоль» будет звучать как «си», а «фа бемоль» как «ми»). Чтобы понять это лучше, посмотрите на клавиатуру фортепиано.
На рис. 6 и 7 я показала энгармонически равные ноты( рис.6 – «ми диез=фа» и «си диез=до», рис.7 – «до бемоль=си» и «фа бемоль=ми»).

Но не пугайтесь сильно! Такие ноты встречаются гораздо реже обычных. Просто нужно знать, как иметь с ними дело
На рис. 8 показан процесс отмены знака – был «фа диез», появился бекар – нота превратилась в «фа бекар». Т.е. звучать она теперь будет, как обычная нота «фа», без всяких повышений.

На следующем фото я показала, где на клавиатуре располагаются все повышенные (с диезами ноты)

http://sf.uploads.ru/yrHok.jpg

То же самое – с бемолями

http://sd.uploads.ru/1kqVd.jpg

И, если вы хорошо поняли тему, то, наверное, уже догадались, что многие ноты (например, «до диез и ре бемоль») располагаются на одной клавише, и,  соответственно, звучат одинаково! На этом фото я отметила все пары таких нот.

http://sf.uploads.ru/x8hbY.jpg

На этом всё:) Надеюсь, мне удалось что-то объяснить вам
Если у вас есть вопросы – задавайте их внизу, я обязательно постараюсь ответить:)